Консультация для родителей роль семьи в формировании здорового образа жизни». Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интере

Роль родителей в формировании здорового образа жизни детей

Короткова Светлана
Роль родителей в формировании здорового образа жизни детей

Короткова Светлана Александровна,

МБДОУ «Детский сад №22»

В статье представлено состояние проблемы здоровья детей, воспитывающихся в ДОУ. Описан опыт работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей младшего дошкольного возраста в ДОУ; предлагается комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, раскрыто их значение. Статья адресована воспитателям, организаторам оздоровительных мероприятий.

Роль родителей в формировании здорового образа жизни детей

Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми [4]. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

Проанализировав состояние здоровье детей, приходящих в наш детский сад, было отмечено, что большинство детей уже имеют целый букет заболеваний, таких как: бронхиальная астма, аллергический дерматит, неврологические заболевания.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни.

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило – «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными – туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовывать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.

Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалке, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр.

Для того чтобы помочь детям сохранить и укрепить здоровье детей, воспи-тать у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознатель-ного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отноше-ния к своему здоровью была разработана программа «Малышок – крепышок». Эта программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста, посещающих детский сад, целью, которой является создание условий для укрепления здоровья детей на основе активного использования закаливания.

Особое место в программе отведено взаимодействию с родителями. Уже на первом родительском собрании провожу анкетирование «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости» [2], которое помогает выяснить состояние здоровья детей, а также сделать заключение об отношении к здоровому образу жизни каждой семьи. Знакомлю с программой, ее целью и задачами, информация должна быть доведена до каждого родителя. Самое главное, родители должны иметь представление о том, каких результатов следует ожидать от реализации программы[1]. В наглядной форме через оформление различного рода стендов осуществляю пропаганду здорового образа жизни. Совместно с родителями были оформлены фотовыставки: «С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей», «В здоровом теле – здоровый дух». Систематически провожу родительские собрания, консуль-тации, индивидуальные и групповые педагогические беседы, на которых даю советы по профилактике простудных заболеваний, по закаливанию детского организма.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада приносит большую пользу воспитателям и самим родителям. Родителям предоставляется возможность посещать детский сад в любое время, они могут видеть, как живут дети в детском саду.

Родители стали активными участниками жизни группы. Они действительно становятся единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.

Для физической активности на участке с помощью родителей оборудован мини-стадион: спилы деревьев приспособили для турника; в землю вертикально и горизонтально вкопали машинные шины; сделали корзину и мишени для бросания мяча; для развития равновесия вкопали бревно. Родители принимают участие в создании благоприятного для здоровья климата в группе: это ремонт и озеленение, ведь растения не только радуют глаз, но и помогают поддерживать необходимый уровень влажности; приобретение бактерицидной лампы. Эффективным средством пропаганды здорового образа жизни является посещение родителями открытых физкультурных развлечений, а также участие в них. Стало традицией проведение физкультурных развлечений для родителей и детей: «Ярмарка», «Путешествие в лес», к 23 февраля – «Веселые старты». Подготовка к таким развлечениям начинается заранее. В приемной вывешивается красочное объявление, плакаты с пословицами и поговорками о здоровье, о пользе закаливания организма. Родителям вручаются пригласительные билеты. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители получают большой эмоциональный заряд, и с большим нетерпением ждут следующих встреч.

Здоровый образ жизни в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в будущем.

План работы с родителями по формированию у детей

здорового образа жизни

Дата Название мероприятия

Сентябрь 1. Анкетирование

«Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

2. Беседа «Что такое ЗОЖ?

3. Фотовыставка «С солнцем, воз-духом, водой крепко дружим всей семьей».

4. Пополнение центра природы комнатными цветами.

Ознакомление родителей с формирова-нием культуры здоровья детей.

Октябрь 1. Индивидуальные беседы с ро-дителями о необходимости про-водить вакцинацию против грип-па.

2. Индивидуальные беседы с ро-дителями: «Спортивная обувь для занятий физкультурой».

4. Спортивное развлечение для детей и родителей «Ярмарка».

Пропагандировать ЗОЖ, познакомить с мерами профилактики плоскостопия, нарушения осанки, напомнить о необхо-димости приобретения спортивной обу-ви.

Ноябрь 1. Папка-передвижка

«Предупреждение простудных заболеваний».

2. Индивидуальные консульта-ции: «Одежда детей в группе».

3. Родительское собрание. Тема: «Профилактика простудных за-болеваний через проведение за-каливающих мероприятий»

Познакомить родителей с пользой вита-минов для укрепления здоровья детей.

Напомнить, что температурный режиме в группе благоприятно влияет на само-чувствие детей.

Декабрь 1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данно-го заболевания».

2. Фотовыставка «В здоровом те-ле – здоровый дух».

Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укрепле-нию и сохранению здоровья детей в до-машних условиях и условиях д/с.

Январь 1. Консультация для родителей «Воспитание основ здорового об-раза жизни у детей дошкольного возраста».

2. Консультация «Как приучить ребенка чистить зубы».

3. Папка-передвижка «Полезные советы родителям»

Повышение педагогической культуры родителей по ЗОЖ.

Февраль 1. Папка-передвижка «Игры, ко-торые лечат».

2. Развлечение «Веселые старты».

3. Памятка «Занятия зимними ви-дами спорта и здоровье детей».

Вызывать интерес к зимним видам спор-та на свежем воздухе, играм и развлече-ниям, потребность в физических упраж-нениях и играх.

Март 1. Совместное изготовление до-рожек здоровья.

2. Родительское собрание: «Что-бы ребенок ос здоровым»

Объединение усилий педагогов и роди-телей по формированию ЗОЖ у детей.

Апрель 1. Оздоровительный досуг

«Путешествие в лес».

2. Оборудование мини-стадиона на участке.

3. Папка-передвижка «Берегите зрение детей».

Воспитывать интерес к русским народ-ным подвижным играм, потешкам, при-бауткам.

Повышение педагогической культуры родителей по ЗОЖ.

Май 1. Мониторинг заболеваемости воспитанников группы, сопо-ставление с предыдущим учеб-ным годом.

2. Родительское собрание «Итоги года».

Анкета для родителей

«Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

1. Часто ли болеет ваш ребенок?

2. Причин болезни:

— недостаточное физическое воспитание в детском саду;

— недостаточное физическое воспитание в семье;

3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правиль-ным развитием вашего ребенка?

4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и дет. сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

— рациональное, калорийное питание;

— достаточное пребывание на воздухе;

здоровая гигиеническая обстановка;

— наличие спортивных и детских площадок;

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?

— облегченная одежда в группе;

— обливание ног водой контрастной температуры;

— прогулка в любую погоду;

— полоскание горла водой комнатной температуры;

— умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры;

— систематическое проветривание группы.

6. Знаете ли Вы как укреплять здоровье ребенка?

7. Нужна ли Вам помощь дет. сада?

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни. Вредные привычки детей» Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома,.

Консультация для родителей «10 заповедей здорового образа жизни» Для поддержания здоровья нужны очень простые известные всем условия. Известные еще из глубокого детства: «солнце, воздух и вода – наши лучшие.

Технология валеологического просвещения родителей как средство воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Ведь неслучайно.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье — это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» «Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Рекомендация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» В настоящее время пути и средства оздоровления детей – дошкольников сводится.

Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» В настоящее время пути и средства оздоровления.

Круглый стол для воспитателей на тему «Формирование здорового образа жизни детей и их родителей» — Уважаемые, педагоги, послушайте стихотворение: Педагог читает стихотворение В. Крестова «Тепличное создание» Болеет без конца ребенок.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни школьника»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Формирование здорового образа жизни у учащихся

Формирование здорового образа жизни школьников является одной из важнейших задач воспитания.

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Оно помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас хочет быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Здоровье надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Вот уже на протяжении целого десятилетия в России складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут.

Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, ильное питание – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье детей.

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед школой и родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Здоровый образ жизни школьника включает:

занятие физическими упражнениями

соблюдение режима дня

соблюдение норм гигиены

отсутствие вредных привычек

Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.

Правильное питание школьника должно быть:

сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;

полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.
У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни ( как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.

Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

Физиологически зрелыми рождаются не более 16 % детей.

25–30 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

Только 80– 85 % выпускников средних школ имеют основную группу здоровья.

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.

Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

Режим дня школьников включает следующие компоненты :

учебные занятия в школе;

учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);

занятия физическими упражнениями;

занятия в свободное время.

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим».
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;

повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;

рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.

Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.

Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

Нужно предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.

Потребность в сне составляет:

в 10-12 лет – 9-10 часов,

в 13-14 лет – 9-9,5 часов,

в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.

Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать.
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Отсутствие вредных привычек

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».
К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.
Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вы-шеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.
Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении! и т. д.
Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все, меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.
Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 процентов. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.

Сегодня очень часто можно слышать слова руководителей школ об изменении культурного пространства школы. По их мнению, культурное пространство школы — это те обычаи и традиции, которые живут в коллективе. Я думаю, что изменение это должно начинаться с формирования у педагогов, учащихся и их родителей культуры сохранения собственного здоровья и осознания значимости данного вопроса для жизни в этом мире.

Формирование здорового образа жизни младших школьников.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Здоровый образ жизни школьника включает:

· занятие физическими упражнениями

· соблюдение режима дня

· соблюдение норм гигиены

Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.

Правильное питание школьника должно быть:

· сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;

· полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать, прежде всего, на общую культуру детей.

Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни(использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.

2. 25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

3. 90– 92 % выпускников средних школ находятся в “третьем состоянии”, т. е. они ещё не знают, что больны

4. Только 8–10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.5 % взрослого населения страны хронически больны, а 95 % – находятся в “третьем состоянии”.

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

1. учебные занятия в школе;

2. учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);

5. занятия физическими упражнениями;

7. занятия в свободное время.

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

· снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;

· повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;

· рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

· изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.

· Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.

· Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.

Потребность во сне составляет:

в 10-12 лет – 9-10 часов,

в 13-14 лет – 9-9,5 часов,

в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

Гигиеническое воспитание — это составная часть общего воспитания, в процессе которого ребенку прививаются гигиенические навыки, что является неотъемлемой составляющей культурного поведения человека. Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Для их выполнения необходимо придерживаться рационального режима дня, правильного питания, чередования физического и умственного труда, труда и активного отдыха, а также соблюдение личной гигиены, в узком понимании этого слова.

Личная гигиена заключается в требованиях к содержанию в чистоте тела, одежды, а также жилища. Ребенка необходимо приучать каждое утро умывать лицо, руки, шею, чистить зубы.

Очень важно мыть руки после прогулки, перед едой, после какой-либо грязной работы, после посещения туалета и различных общественных мест. Нельзя забывать об этом в школе, для этого при обеденном зале в школьной столовой в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов устанавливаются умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест и одноразовые или электрополотенца.

Вечером, перед сном, следует принять водные процедуры и одеть чистое белье. Личная гигиена также включает в себя соблюдение гигиены быта — проветривание помещения, уход за личной одеждой и постельными принадлежностями, создание благоприятных условий для сна и отдыха.

Основным требованием гигиены питания школьников является то, что прием пищи должен осуществляться каждый день в строго определенное время. Учащимся следует принимать пищу не меньше 5 раз в сутки. Еда должна быть свежеприготовленная, сбалансированная, а также обладать приятным запахом и видом. Есть необходимо, не торопясь, при этом тщательно пережевывая, а также во время еды школьник не должен отвлекаться и разговаривать.

Еще одним правилом, которое должен соблюдать каждый школьник является гигиена умственного труда. Основная цель данной гигиены — длительное сохранение высокой умственной работоспособности и предотвращение быстрой утомляемости. Для этого ребенку необходимо соблюдать режим дня. Начинать работу следует постепенно, при этом соблюдать последовательность и систематичность. Следует не забывать о чередовании работы и отдыха. Для соблюдения данного правила большое значение имеет гигиена рабочего места школьника. В первую очередь должна быть обеспечена правильная рабочая поза, которая зависит от рациональности конструкции стола и стула. Рабочее место должно быть достаточно освещенное, а в помещение должен быть чистый воздух и благоприятная температура.

В данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

В возрасте 7–10 лет происходит также бурное развитие биодинамики движений ребенка, и прежде всего их координационного компонента.

Таким образом, возрастной интервал 7 – 10 лет наиболее благоприятен для развития практически всех двигательных и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека. Задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста.

К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся:

1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

3) развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/rol-roditelei-v-formirovani-zdorovogo-obraza-zhizni-detei.html
http://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-shkolnika-3342915.html
http://studopedia.ru/19_323840_formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshih-shkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
<